Ювелирное искусство как Божественный промысел
(«Ювелирная Россия», №4, июнь, 2006 г.)

Учредитель и директор ювелирного предприятия ООО «Мастерские Юрия Федорова», член Союза художников России. С 1979 года занимается иконной мелкой пластикой. С 1980 по 1988 год выполнял заказы Митрополита ленинградского и новгородского Антония (Мельникова). Ведет исследовательскую работу в области церковного искусства и ставрографии. Автор книги «Образ креста», посвященной истории и символике нагрудных крестов. Участник Первой Всемирной выставки миниатюрного искусства в Лондоне в 1995 году. На ювелирных выставках его работы неоднократно отмечались наградами и призами. На выставке «Новый Русский Стиль» в номинации «Серебряный стиль» получил I место.

— На конкурсе «Серебряный стиль», прошедшем в рамках выставки «Новый Русский Стиль», Вы заняли первое место? Расскажите, пожалуйста, как шла работа над созданием этого произведения–победителя.

— Я не ожидал, что «Валаамский крест» займет первое место, тем более в номинации «Серебряный стиль», где было представлено много светских украшений. Работа над этим произведением доставила мне огромную радость. Значит, увидели. Еще четыре года назад монахи Валаама попросили изготовить евлогию монастыря — нагрудный крест. Семя было посеяно и потихонечку взрастало. На создание того или иного произведения у меня уходит от нескольких месяцев до нескольких лет. Причем ремесленная часть занимает не так много времени. Основное время требует духовная составляющая. Как человек мирской и грешный, я не могу быстро решать духовные задачи. Я воплощаю лики только тех святых, с которыми у меня есть молитвенная связь или же я пытаюсь ее установить. Как только что-то полюбил, то начинаешь познавать это глубже и глубже.

— Сейчас, когда в магазинах предлагается множество разнообразных крестов, часто непривычной формы, многие смущаются — соответствует ли купленный ими крест православному канону?

— Ответу на этот вопрос была посвящена моя книга «Образ Креста» изданная в 2000 году. Но и в ней я не смог дать исчерпывающий ответ на ваш вопрос, а лишь только обозначил существовавшие традиции в изготовлении крестов и попытался дать им богословское обоснование. Возможно легче будет решить этот вопрос используя святоотеческое сравнение Церкви с лечебницей. Где Крест Христов спасительное оружие, врачующее падшую человеческую природу. Тогда нательный крест, имея в себе образ Креста Господнего, необходимое для нас «лекарство». И требования к нательному кресту становится аналогичными требования к лекарству. Кроме правильной формулы и пропорций ингредиентов, необходима их чистота, дозировка и т.д.. Так же нужен хороший доктор и правильный диагноз. То, что одному полезно — другому смерть. Ну а главное и в физическом и в духовном здоровье — это наша вера. Даже самый компетентный продавец ювелирного магазина не сможет заменить вам духовника. Поэтому при выборе креста правильнее будет довериться своему сердцу. Душа наша по природе христианка и она скорее выберет, что для нее спасительнее. Но только в том случае, если на прилавках находятся вещи православные и в большой степени каноничные. К сожалению, это бывает не всегда.

Но все же немного о кресте. В Православной Церкви ношение креста является обязательным. Нательный крест — это не ювелирное украшение. Как бы ни был он красив, из какого драгоценного металла ни был бы сделан, это, в первую очередь, зримый символ христианской веры. По словам святителя Игнатия Брянчанинова «Крест есть истинное и единственное училище, хранилище и престол истинного богословия». Что касается формы — это вопрос сложный. В древней церкви существовало многообразие форм, они носили сакральный характер и имели определенное символическое значение.

Церковное искусство в священных предметах отражает сложнейшие богословские понятия, что позволяет познавать их непосредственно. Чем больше я погружаюсь в изучение церковного искусства, тем больше меня удивляют легкомысленные заявления некоторых коллег, которые пишут, что выполняют кресты по строгим церковным канонам. В Церковном искусстве канон — это правило, которое невозможно четко сформулировать, и относительно крестов нет жестких указаний, данных церковью. Есть только некоторые рекомендации, предназначенные для людей, живущих в вере. Церковное искусство должно быть в Духе — это самое главное. Оно должно являть Истину. Канон должен быть в сердце художника, это познание Красоты Божьей, отражение присутствия Святого Духа и Благодати. Изучая историю крестов, можно найти ответы на сложнейшие богословские вопросы. Неправославный и невоцерковленный человек не может создавать церковные предметы, у него нет связи с Богом, и церковной традицией, а без этого произведение не может каноничным. Человек — проводник Божественной энергии, потому так важен момент участия человека в созидании и строги к требования к церковному художнику. Мастер должен трудиться и молить Бога о помощи. Это не обязательно какая–то выученная молитва, это может быть просто неосознанное молчаливое обращение, пронизанное любовью к Творцу. Любовь — глубоко религиозное чувство, то, что одухотворяет предмет и делает его живым. Живым может быть и произведение на светскую тему, а формально церковное изделие, к сожалению, может быть мертвым. При механистической штамповке и тиражировании теряется живое участие, и благодать пропадает, особенно это заметно в использовании компьютерных технологий. Чем с большим благоговением и любовью работает художник, тем больше возможность проникновения в его труд Божьей благодати. Для нас грешных это возможно только в моменты покаяния. Поэтому разговоры авторов о стопроцентной каноничности своих творений страшны. Это равносильно заявлению о собственной святости. Чем больше Божьего присутствия в изделии, тем оно каноничней и полезней. И судить об этом будет Церковь по прошествии времени принятием или отторжением тех или иных произведений.

— Как Вы относитесь к различным стилям в искусстве, какому стилю отдаете предпочтение?

— К стилям ради стиля я отношусь плохо. Важна задача, которую ставит художник. Любой художник должен быть одухотворен определенной идеей и ищет средство для ее выражения. Стиль — это просто изобразительное средство. Это язык, который художник создает для передачи своего внутреннего видения. В начале творческого пути художник жаждет очищения, ему хочется освободиться от своей порочности и тем облегчить свою душу, все это он выражает в создаваемом произведении. Но это может служить только личной терапией. К сожалению, такое творчество иногда становится профессией. Мы не можем быть святыми, единственное, что мы можем, — назвать вещи своими именами. Грех грехом, а святость святостью. Творить можно только при осознании своей греховности. Прорывы гениальности бывают только тогда, когда человек смиряется. Бунтует, бунтует, а когда наконец успокоится, то получает свыше посыл некой энергии и начинает двигаться. Искусство — это область свободы, там все допустимо. Другое дело, полезно ли это.

Я скептически отношусь ко всем современным авангардным поискам, хотя и они бывают искренними и живыми (это зависит от художника). Но все равно — это временно.

Древние стили веками были неизменны, потому что там присутствовала Божья благодать. С годами все шло на убыль. Стили в искусстве все быстрее начали сменять друг друга. Что мы имеем сейчас, дай Бог, продержится сезон. Потому что нет благодати. Требуется быстрая «смена картинок». Если Шекспир говорил, что жизнь это театр, то сегодня она напоминает мультфильм с быстрой сменой статичных кадров. Создается иллюзия жизни — это имитация, поэтому быстро надоедает. Только мы в чем-то разочаровались, как нам снова подсовывают что–то новое, мертворожденное. А у нас нет времени разобраться.

— Не коснулась ли Вас актуальная проблема защиты авторских прав художника?

— Конечно коснулась. Юридическими методами эту проблему полностью не решить, но можно слегка минимизировать. Этим тоже приходиться заниматься, есть и положительные результаты. Главная проблема в головах, когда стремление заработать намного превышает творческий потенциал. Когда я начинал выпускать кресты, мне хотелось прежде всего поделиться забытым богатством Православной Церкви, восполнить образовавшийся пробел. Брался только за те предметы, которые понимал. Не понимаешь — значит, не любишь, не любишь — не делай.

Сейчас многие фирмы стараются быть похожими на меня, копируя мои произведения. Их становится все больше и больше. Сегодня вообще очень насущна тема клонирования, в мире мало людей, которые созидают, и большой процент тех, кто пользуется плодами их труда и пытается выдать себя за творца. Что закономерно, так как самые многочисленные существа на земле — это паразиты, живущие за счет других. Мы все это можем наблюдать и на примере выставок. Похожих выставок становится все больше и больше. Их сложно отличить друг от друга, и претензии людей, которые вкладывали в раскрутку силы и деньги, справедливы. Бороться с этим сложно. Важно, чтобы каждый человек нашел свое место. Бог любит всех, не талантливых людей не бывает, каждому дается и крест, и талант по силам. Но зависть толкает людей к подражанию, копированию, и упускается что–то главное, свое. Счастья от этого не прибывает. Большинство фирм, которые мне подражают, создают массовый продукт. Я делаю ровно столько, сколько могу через себя пропустить. То, что я делаю, предназначено для ограниченного круга людей, которые ищут в нательном кресте духовной помощи и стремятся богословски и критически мыслить. Некоторые из моих произведений сложны и я не считаю возможным выпускать их большими тиражами. Подражатели видят в моих произведениях только коммерчески востребованный стиль и пытаются сделать из него массовую продукцию. При этом разрушают древние сакральные формы и усложняют иконографию. Они и сами пишут о своих творениях, что это «изделия, украшенные мелкой пластикой». Точнее не скажешь. Все это больно видеть.

Экономически же я от этого не страдаю. Есть даже плюсы. Отказавшись от массового тиражирования, я получил возможность направлять непритязательных покупателей приобретать изделия «ширпотреба» у моих подражателей, и спокойно вдумчиво работать над новыми произведениями.

— Чем можно объяснить Ваше постоянное участие в выставках?

— Выставки — необходимое дело, поэтому они так и плодятся. Для любого художника нужна выставка, чтобы увидеть реакцию зрителя. Поэтому я всегда сам участвую в выставках, отвечаю на вопросы. Для меня это один из стимулирующих факторов. Коммерческая сторона тоже важна, можно оперативно решить многие вопросы. «РЕСТЭК» замечательно работает в этом направлении. На выставках для меня интересна реакция людей на то, что я делаю,— как искусствоведов, так и православных бабушек.

— Расскажите, как происходит процесс Вашего творчества, как Вы все успеваете?

— Беда нашего времени в том, что у нас нет времени! Лучше сделать меньше, но лучше. Я всегда внутренне протестовал против спешки, а теперь подхожу к этому уже сознательно. Когда ты никому не нужен — это просто, но когда человек востребован, люди начинают его провоцировать. Это очень страшно, потому что я работаю главным образом не из–за денег, а чтобы иметь возможность донести истину. Приходится отказываться от многих заказов, от больших тиражей — нельзя объять необъятное. Когда некоторые говорят: «Это я сделаю для денег, а это для души», — меня такой подход поражает. Когда делаешь халтуру, то убиваешь себя как личность. В свое время меня считали чудаком. Когда все пошли в бизнес, я занимался творческими поисками. Что–то меня удержало, наверное, здоровый эгоизм. От предмета, сделанного с любовью, мы получаем благодать, от которой появляется любовь к людям. Я не гонюсь за большим числом заказчиков, а сейчас у меня их тысячи. Будет сто — буду делать для ста, десять — для десяти, а начинал я с одного заказчика. Я хочу, чтобы мои изделия приносили радость, чтобы получать ответную радость. Все жизненно важные принципы — это Божьи Законы, обидно, что мы не хотим их признавать как реалии.

В заключение хочу добавить, что своими критическими высказываниями мне не хотелось кого–то обидеть. Я сам — не эталон и не считаю, что делаю стопроцентно каноничные произведения, а только стремлюсь к этому. Я отношусь к каждому человеку с любовью, хочется каждому помочь найти свой путь, раскрыть глаза. Господь одному дает больше, другому меньше — каждому по силам. Важно, чтобы каждый человек понял свое предназначение. В обычной жизни мир становится все более виртуальным, незыблемыми остаются только Божьи законы, и они работают так же, как и законы физики. Все материальное подчинено этим законам. Чтобы быть здоровым и счастливым, надо просто их выполнять. Непонятно, почему современный мир закрывает на это глаза.