Беседы о церковном ювелирном искусстве

Беседа 4. Значение материала в церковном ювелирном искусстве.


Пожалуй, основное, что выделяет ювелирное искусство из других видов искусств — это использование природных драгоценных материалов. И в этом смысле — все церковное искусство ювелирно, так как оно должно использовать только природные, а часто и драгоценные материалы. Это — золото в иконописи и церковной архитектуре, природные минералы в составе красок икон и, конечно, обилие драгоценных материалов в богослужебных предметах, раках, ковчегах, окладах икон — во всех тех предметах, которые и являются предметами церковного ювелирного искусства. Попробуем объяснить, в чем заключается каноничность использования природных и драгоценных материалов.

Человеку современных эстетических взглядов бывает сложно совместить роскошное убранство храмов и богатство храмовой утвари с аскетизмом христианского вероисповедания. Но, как и все антиномии христианства, это противоречие разрешается, как только мы находим силы подняться над материалистическим восприятием и начинаем смотреть духовно.

Дело в том, что все природные материалы тварного мира являются образами и символами мира горнего, «ибо невидимое Его, вечная сила Его, и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы», — говорит апостол Павел (Рим. 1.20). Аналогичную мысль находим и у Дионисия Ареопагита: «Вещи явленные суть воистину иконы вещей незримых». На этой фундаментальной формуле построена вся православная теория иконы, как отображения, принципиально отличного от своего первообраза, но позволяющего «энергиям» первообраза реально в этом отображении присутствовать. Возможность присутствия Божественных энергий в материале, возможность освящения вещества является каноническим положением Церкви со времен Иоанна Дамаскина, после победы над ересью иконоборчества. В связи с этим возникают строгие требования, как к самому веществу, так и к художнику, который с ним работает. Становится важным природность вещества, то есть оно должно быть сотворено Богом. По словам святителя Филарета (Дроздова), поддельные камни и поддельные металлы нельзя употреблять в церковном обиходе не потому, что они малоценны, а потому, что заключают в себе ложь. Важна особенность и драгоценность вещества, а также его избранность и предписание свыше. Так, например, для крещения из всех жидкостей может использоваться только вода, а для совершения Евхаристии — вино и хлеб. Драгоценные материалы уже в силу своей уникальности выходят за рамки материального и как нельзя лучше передают духовные понятия, не имеющие прямых аналогий в нашем мире. Священное Писание и учение Святых Отцов наполнено описаниями мистических видений и духовных сущностей, передаваемых через образы золота, серебра и драгоценных камней. Все эти знания о значении драгоценностей, содержащиеся в Священном Предании, используются в церковном ювелирном искусстве.

Говоря о требованиях к церковному художнику, следует вспомнить слова Ветхого Завета, где определяется его роль. «И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божием, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, ... резать камни для вставливания, и резать дерево для всякого дела; и вот Я даю ему помощника Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова, и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали все, что Я повелел тебе: ...» (Исход XXXI.1–11). Далее идет строгая регламентация использования материалов в каждом священном предмете. В тоже время, существовал ветхозаветный запрет: «не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исход XX.4), который можно отнести к самостоятельному, «безбожному» творчеству художника. Такое творчество, учитывая религиозность сознания человека, невольно приводит к идолопоклонству. Этим объясняются слова Библии: «проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника...» (Второзаконие XXVII.15). Поэтому, церковное искусство не является творчеством в том смысле, как это понимается в светском искусстве. То есть, церковный художник не творит из ничего, как это делают живописцы, создающие на холсте золотой свет с помощью масляных красок, соперничая с самим Господом. В тоже время, работая с природными материалами, художник остается под ветхозаветным запретом создания реалистических изображений.

Его задача — понять и передать Божий промысел. Церковный художник — это слуга–распорядитель в «хозяйстве» Господа. Как и священник, он помогает осуществлять связь между двумя мирами, раскрывая в материи духовную сущность, занимается освящением вещества. Поэтому, его деятельность — это скорее священнодействие, а не творчество. В связи с этим, стоит сказать и об избирательности использования в церковном искусстве новых технологий. Некоторые из них нарушают религиозность (связанность с Богом) деятельности художника. Сегодня это, в первую очередь, технологии компьютерного моделирования. Забывая о своем высоком предназначении, художник не возрастая духовно, начинает стремиться к внешним критериям — к техническому качеству и количеству, уступая свое место компьютеру. Тем самым он окончательно устраняет влияние Бога на свое творчество.

Конечно, приведенные требования и к веществу, и к художнику достаточно высоки, и были под силу только древнему художнику, обладавшему крепкой верой, любовью и смирением. К великому сожалению, сегодня мы лишь в малой степени выполняем канонические требования к материалам и к художнику, а часто и совсем забываем об их существовании. Воспринимая канон, как набор регламентированных внешних признаков, мы создаем произведения формально церковные, а на самом деле — мертвые имитации. Участвуя в религиозной жизни человека, такие «творения» среди верующих людей могут способствовать либо укреплению обрядоверия, либо появлению иконоборческих тенденций, а среди неверующих — усиливать атеизм. С другой стороны, когда в ювелирном деле религиозность принимает чувственный характер, понятие «Божественной энергии» подменяется «энергетикой материала», что приводит к поклонению самому веществу и магическому использованию ювелирных предметов.

В следующих беседах мы продолжим разговор о значении вещества и поговорим о символике конкретных ювелирных материалов.