Беседы о церковном ювелирном искусстве
Беседа 4. Значение материала в церковном ювелирном искусстве.
Пожалуй, основное, что выделяет ювелирное искусство из других видов искусств — это
использование природных драгоценных материалов. И в этом смысле — все церковное искусство ювелирно, так
как оно должно использовать только природные, а часто и драгоценные материалы. Это — золото в иконописи
и церковной архитектуре, природные минералы в составе красок икон и, конечно, обилие драгоценных материалов
в богослужебных предметах, раках, ковчегах, окладах икон — во всех тех предметах, которые и являются
предметами церковного ювелирного искусства. Попробуем объяснить, в чем заключается каноничность
использования природных и драгоценных материалов.
Человеку современных эстетических взглядов бывает сложно совместить роскошное убранство храмов и
богатство храмовой утвари с аскетизмом христианского вероисповедания. Но, как и все антиномии
христианства, это противоречие разрешается, как только мы находим силы подняться над материалистическим
восприятием и начинаем смотреть духовно.
Дело в том, что все природные материалы тварного мира являются образами и символами мира горнего,
«ибо невидимое Его, вечная сила Его, и Божество, от создания мира через рассматривание творений
видимы», — говорит апостол Павел (Рим. 1.20). Аналогичную мысль находим и у Дионисия Ареопагита:
«Вещи явленные суть воистину иконы вещей незримых». На этой фундаментальной формуле построена вся
православная теория иконы, как отображения, принципиально отличного от своего первообраза, но
позволяющего «энергиям» первообраза реально в этом отображении присутствовать. Возможность присутствия
Божественных энергий в материале, возможность освящения вещества является каноническим положением
Церкви со времен Иоанна Дамаскина, после победы над ересью иконоборчества. В связи с этим возникают
строгие требования, как к самому веществу, так и к художнику, который с ним работает. Становится
важным природность вещества, то есть оно должно быть сотворено Богом. По словам святителя Филарета
(Дроздова), поддельные камни и поддельные металлы нельзя употреблять в церковном обиходе не потому,
что они малоценны, а потому, что заключают в себе ложь. Важна особенность и драгоценность вещества,
а также его избранность и предписание свыше. Так, например, для крещения из всех жидкостей может
использоваться только вода, а для совершения Евхаристии — вино и хлеб. Драгоценные материалы уже в
силу своей уникальности выходят за рамки материального и как нельзя лучше передают духовные понятия,
не имеющие прямых аналогий в нашем мире. Священное Писание и учение Святых Отцов наполнено описаниями
мистических видений и духовных сущностей, передаваемых через образы золота, серебра и драгоценных
камней. Все эти знания о значении драгоценностей, содержащиеся в Священном Предании, используются в
церковном ювелирном искусстве.
Говоря о требованиях к церковному художнику, следует вспомнить слова Ветхого Завета, где определяется
его роль. «И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова,
из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божием, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством,
работать из золота, серебра и меди, ... резать камни для вставливания, и резать дерево для всякого дела;
и вот Я даю ему помощника Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова, и в сердце всякого мудрого вложу
мудрость, дабы они сделали все, что Я повелел тебе: ...» (Исход XXXI.1–11). Далее идет строгая регламентация
использования материалов в каждом священном предмете. В тоже время, существовал ветхозаветный запрет: «не
делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде
ниже земли» (Исход XX.4), который можно отнести к самостоятельному, «безбожному» творчеству художника.
Такое творчество, учитывая религиозность сознания человека, невольно приводит к идолопоклонству. Этим
объясняются слова Библии: «проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом,
произведение рук художника...» (Второзаконие XXVII.15). Поэтому, церковное искусство не является творчеством
в том смысле, как это понимается в светском искусстве. То есть, церковный художник не творит из ничего,
как это делают живописцы, создающие на холсте золотой свет с помощью масляных красок, соперничая с самим
Господом. В тоже время, работая с природными материалами, художник остается под ветхозаветным запретом
создания реалистических изображений.
Его задача — понять и передать Божий промысел. Церковный художник — это слуга–распорядитель в «хозяйстве»
Господа. Как и священник, он помогает осуществлять связь между двумя мирами, раскрывая в материи духовную
сущность, занимается освящением вещества. Поэтому, его деятельность — это скорее священнодействие, а не
творчество. В связи с этим, стоит сказать и об избирательности использования в церковном искусстве новых
технологий. Некоторые из них нарушают религиозность (связанность с Богом) деятельности художника. Сегодня
это, в первую очередь, технологии компьютерного моделирования. Забывая о своем высоком предназначении,
художник не возрастая духовно, начинает стремиться к внешним критериям — к техническому качеству и
количеству, уступая свое место компьютеру. Тем самым он окончательно устраняет влияние Бога на свое
творчество.
Конечно, приведенные требования и к веществу, и к художнику достаточно высоки, и были под силу только
древнему художнику, обладавшему крепкой верой, любовью и смирением. К великому сожалению, сегодня мы
лишь в малой степени выполняем канонические требования к материалам и к художнику, а часто и совсем
забываем об их существовании. Воспринимая канон, как набор регламентированных внешних признаков, мы
создаем произведения формально церковные, а на самом деле — мертвые имитации. Участвуя в религиозной
жизни человека, такие «творения» среди верующих людей могут способствовать либо укреплению обрядоверия,
либо появлению иконоборческих тенденций, а среди неверующих — усиливать атеизм. С другой стороны,
когда в ювелирном деле религиозность принимает чувственный характер, понятие «Божественной энергии»
подменяется «энергетикой материала», что приводит к поклонению самому веществу и магическому
использованию ювелирных предметов.
В следующих беседах мы продолжим разговор о значении вещества и поговорим о символике
конкретных ювелирных материалов.
|